На втором году реформы контроля и надзора ее участники нашли серьезный пробел — в России не существует общих принципов выдачи разрешений и лицензий предпринимателям. При этом общее число таких разрешительных режимов неизвестно. По данным РСПП, всего их 541, видов контроля и надзора — 199. Упорядочить регулирование должен рамочный законопроект о разрешительных видах деятельности, который Минэкономики только начало готовить по январскому поручению президента. Пока же ведомство вместе с региональными властями приступило к собственному подсчету применяемых в стране разрешительных режимов.

В России появится рамочный закон о разрешительных видах деятельности, сообщил министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов на конференции РСПП по контролю и надзору (прошла в Москве в рамках "Недели российского бизнеса"). Проект закона готовит Минэкономики, выполняя поручение президента от января этого года,— примечательно, что в приоритетном проекте реформы контрольно-надзорной деятельности до 2025 года, который в декабре 2016 года утвердил Белый дом, о таком законопроекте не говорится.

"Допуск на рынок компаний через выдачу лицензий и разрешений — часть надзорных функций государства, которая требует отдельного законодательного регулирования",— пояснил "Ъ" Михаил Абызов. Как рассуждал вчера на мероприятии заместитель главы контрольного управления администрации президента Валентин Летуновский, "логическая цепочка совершенствования контрольно-надзорной сферы" включает в себя "разрешительную, контрольную и регистрационно-учетную деятельность". По части контроля и регистрации вопросов вчера не возникло, но в разрешительной деятельности на втором году реформы нашелся пробел в регулировании.

"Рамочного закона сейчас не существует, необходимо прописать общие правила: какие виды разрешений бывают, как они могут возникать, какие процедуры применяются",— пояснил "Ъ" член экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Исчерпывающего перечня видов разрешений в РФ нет, вопрос системно не урегулирован, сказано в представленном вчера на конференции докладе РСПП на эту тему. Сейчас существует 541 вид разрешительной деятельности (505 из них — на федеральном уровне), в том числе лицензирование, госрегистрация, аттестация, сертификация. Видов надзора, число которых призвана сократить административная реформа,— 199. В 44% случаев за разрешение бизнес должен платить (в том числе и негосударственным организациям). В 52% такие документы формально бесплатны, в 4% случаев этот вопрос не урегулирован. Больше всего разрешительных режимов — у ЦБ (42), у Росавиации (38), Росприроднадзора (30) и Ростехнадзора (26). Несмотря на столь большое число разрешений, сокращать их число РСПП не призывает. При этом глава комитета по административно-контрольной деятельности союза Андрей Варичев отметил, что "речь идет именно об 'излишках' в разрешительной деятельности, которые мешают развитию бизнеса и не имеют действительного практического смысла. Но этот процесс, конечно, не должен касаться тех ключевых процессов и документов, от которых реально зависит здоровье и безопасность наших граждан".

Поясним, что сейчас в этой сфере действует закон 2011 года о лицензировании отдельных видов деятельности (не распространяется на банки и торговлю ценными бумагами, страховую, космическую деятельность и производство этилового спирта). Некоторые отрасли (перевозка лекарств и взрывчатых веществ, сбор отходов) — регулируются постановлениями правительства. "Существующий закон о лицензировании неплох, но ему недостает универсальности",— отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Эксперт напоминает, что идея написать рамочный закон обсуждалась еще в начале двухтысячных.

Новый проект будет состыкован с другим рамочным законом — о контроле и надзоре, который также готовит Минэкономики (см. "Ъ" от 19 мая 2016 года), пояснил вчера Михаил Абызов. Законопроект о разрешительных видах деятельности будет готовиться долго — как отметили в Минэкономики, о конкретных сроках говорить преждевременно. "Пока проект на стадии концепции",— отмечает вице-президент "Опоры России" Марина Блудян. "До конца мая концепция будет представлена для обсуждения — сначала в экспертном сообществе, потом на площадках бизнес-объединений",— пообещал Михаил Абызов.

Пока же, выполняя поручение президента, Минэкономики с февраля 2017 года совместно с региональными властями проводит инвентаризацию действующих в РФ разрешительных режимов. Параллельно ведомство готовит доклад о том, надо ли менять порядок аннулирования разрешительных документов.

Софья Окунь