Депутаты Госдумы во втором и третьем чтениях приняли законопроект о внесении изменений в закон «О торговле». Одна из самых громких новелл документа – двукратное сокращение так называемых ретробонусов. Это вознаграждение, которое поставщики платят ретейлерам при выполнении определённых условий продаж, например, за реализацию определённого объёма товара. Ранее бонус составлял 10% от суммы сделки купли-продажи, теперь – 5%. Другие вознаграждения запрещаются. 

Народные избранники мотивировали внесение изменений заботой о кармане производителей и защитой их от чрезмерных аппетитов ретейлеров. Однако эксперты уверены, что депутаты слишком поторопились с принятием поправок и эта спешка может отрицательно сказаться не только на продавцах и производителях, но и на простых покупателях. 

Как отметила директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Ксения Бурданова, законопроект предусматривает кардинальные изменения в работе торговых сетей с поставщиками. 
«Поправки могут привести к росту затрат по всей цепочке создания стоимости», – говорит эксперт. 

К примеру, именно инвестиции поставщиков в маркетинг, осуществляемый торговыми сетями, позволяют проводить скидочные акции. 

Старший научный сотрудник института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков уверен, что изменения не пойдут на пользу ни производителям и поставщикам, ни ретейлерам. 
«По сути, ретробонусы – это форма скидки при закупке крупной партии товара. Сокращение такого вида вознаграждения ведёт к увеличению закупочных цен торговых сетей. Радикального удорожания не будет, но некоторое повышение может быть. При этом возможно некоторое сокращение ассортимента на прилавках», – считает Вадим Новиков.