Что означали поправки в Конституцию для тех, кто голосовал «за» и «против», объясняет Вадим Новиков – экономист, эксперт в области антимонопольной политики и прикладной микроэкономики, в 2022 году эмигрировавший из России в Казахстан.
***
Казахстан с новой Конституцией
Что означали предложенные поправки для тех, кто голосовал
«за» и «против»
Референдум о поправках в Конституцию 2022 года — во многих
отношениях нерядовое событие для политической жизни Казахстана. Граждане моложе
45 лет впервые смогли принять в нем участие — последний раз референдум здесь
проходил в 1995 году в связи с принятием новой Конституции, которая закрепила
переход от парламентской республики к президентской. Позже поправки вносились в
Конституцию Республики еще пять раз, однако это делали уже депутаты без прямого
обращения к гражданам.
Новая Конституция: Исключено упоминание об особом статусе первого президента и Лидере нации (Елбасы). Действующему президенту запрещается состоять в политической партии, а его близким родственникам — занимать должности политических госслужащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Смертная казнь запрещается. Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд. Создана должность уполномоченного по правам человека.
Новый, шестой, пакет поправок стал ответом президента
Казахстана на возникший в начале года политический кризис, который получил в
стране название «январские события».
Поводом для массовых протестов стало повышение цены на газ.
Граждане требовали смены правительства и отстранения от рычагов управления
страной бывшего президента Нурсултана Назарбаева, полномочия которого были
официально закреплены в Конституции и специальном законе. Протесты были
подавлены с привлечением войск ОДКБ (военный союз с участием Казахстана,
России, Армении и Кыргызстана). Однако требования протестующих были выполнены –
правительство было отправлено в отставку, близкие к Назарбаеву чиновники
потеряли посты, а сам Назарбаев перестал быть руководителем Совета безопасности
(орган координирует деятельность силовых структур).
В марте в ежегодном послании действующий президент Казахстана
Касым-Жомарт Токаев провозгласил дальнейший отход от политического наследия
первого президента. Он предложил исключить из Конституции упоминания об особом
статусе первого президента, обеспечить беспартийность президента и ряда других
должностных лиц, отменить смертную казнь, создать (точнее, воссоздать) в стране
Конституционный суд, создать должность уполномоченного по правам человека. Токаев предлагает смотреть на эти перемены
как на создание «Нового Казахстана» или «Второй Республики».
Согласно опубликованным Центральной комиссией референдума о поправках в конституцию данным, в нем приняло участие 68% граждан, которые имеют право голосовать, и 77% из них поддержали внесенный пакет из более чем пятидесяти поправок. Здесь можно посмотреть официальные результаты референдума.
Если в Казахстане и существуют идейные противники этих
поправок, они были мало представлены в политических дискуссиях. Тем более, что
и сам первый президент Назарбаев принял некоторое участие в кампании за
поправки.
Сторонники поправок рассматривали их не только как давно
назревший шаг в целом в правильном направлении, но и как выдачу действующему президенту
Токаеву кредита доверия на дальнейшую демократизацию политической системы.
Здесь стоит отметить, что Казахстан в прошлом году, до начавшихся реформ, в
рейтинге политических и гражданских свобод Freedom House стоял не намного выше
России.
Но откуда тогда те,
кто проголосовал против поправок? 23% по официальным данным в стране, где
организационные возможности оппозиции минимальны, это заметный процент
несогласных. Это голоса не столько против собственно поправок и в пользу
сохранения особого статуса первого президента. Это знак недоверия действующему президенту. Отношение оппозиции
собственно к поправкам характеризовалось скорее «хорошо, но мало»: меры не
вредные, но недостаточные для создания действенной системы сдержек и
противовесов для президентской власти. В
этих условиях конституция не сможет исполнять свое исторически главное
предназначение – ограничивать власть первого лица и государства в целом.
Таким образом, референдум о новой редакции Конституции стал
в первую очередь референдумом о доверии к действующему президенту Казахстана, к
его намерениям и провозглашенному им курсу на демократизацию.
Основания для сомнений понятны. Устранение с политической сцены нового президента может быть как
признаком демократизации, так и, напротив, консолидации власти новым
президентом; а частичная реализация пожеланий митингующих может быть как
временной неохотно сделанной уступкой, так и отражением собственных взглядов
президента, которые благодаря протестам он получил возможность реализовать.
Евразийскому пространству знакомы случаи обоих вариантов
развития событий.
Пример реализации сомнений скептиков — действия Дмитрия
Медведева, преемника Путина на посту президента России. После протестов на
Болотной площади в конце 2011 года Медведев пошел на некоторую либерализацию
политической системы, что позволило в краткосрочном плане сбить волну
протестов, а далее подавить их традиционными силовыми средствами. Протестующим
из современных городских классов в качестве «пряника» досталась не
демократизация, а «урбанистика» — улучшение городской среды за счет создания
парков и велодорожек.
Альтернативный сценарий мы видели в действиях генерального
секретаря КПСС, а впоследствии президента СССР Михаила Горбачева, который
начинал со скромных политических реформ, но в конечном счете за короткий срок
превратил СССР в достаточно демократическое государство.
Время покажет, какой сценарий реализуется. Уже сейчас очевидно, что Казахстан старается не быть братом-близнецом современной России. Власти на уровне риторики декларируют во многом противоположный российскому политический курс и находятся под влиянием других стимулов. Руководство страны, как и его оппоненты, заинтересованы в компромиссе. В обществе преобладает желание избежать насилия подобного январскому или революций подобных тем, что были в соседнем Кыргызстане.