Управление ФАС по Московской области продолжает проверку в отношении трёх известных ресторанных сетей, завышающих цены на территории столичных аэропортов. Почему бутылка воды в городе стоит в три раза дешевле, чем в воздушных гаванях? Должно ли государство повлиять на снижение цен в аэропортах? На эти вопросы ответили эксперты в ходе «круглого стола» в пресс-центре «Парламентской газеты».

Перекрёстное субсидирование против «кусачих» цен

Сейчас, чтобы пообедать в столичных аэропортах Домодедово, Жуковский или Шереметьево придётся отдать не меньше тысячи рублей на человека — дешевле поесть просто не получится. Согласно данным мониторинга Общероссийского объединения пассажиров, большая порция картошки-фри в одном из известных сетевых кафе на московском аэровокзале стоит 150 рублей, а в центре столицы в заведении этой же сети — 90 рублей.

На такой разрыв цен уже обратили внимание в Федеральной антимонопольной службе: как заявил журналистам замруководителя ведомства Андрей Цыганов, в ходе проверок объектов торговли и точек общепита в аэропортах, проведённых ФАС, были выявлены явные нарушения антимонопольного законодательства. «Здесь есть ещё и политика самих аэропортов по сдаче в аренду своих площадей», — пояснил Цыганов.

Цены там, как правило, выше на аренду, чем просто на улице, в доме в черте города.

То, что цены в аэропортах во многом продиктованы арендными ставками, подтверждает и член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. «Естественно, арендаторы должны окупить свои затраты. Наиболее сложная ситуация, на мой взгляд, сложилась с аптеками — из-за отсутствия конкуренции цены там установились очень высокие. К примеру, тот же активированный уголь в аптеке воздушной гавани стоит 150 рублей за 50 штук, а в городе — по 30-40 рублей», — рассказал депутат.

Однако общественников аргументы по высоким арендным ставкам площадей не устраивают: член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Павел Сычёв обратил внимание на то, что магазины, торгующие парфюмерией, одеждой и электроникой (причём даже не в зоне беспошлинной торговли), сумели удержать свои цены на приемлемом уровне. «К тому же нельзя не учитывать, что поток людей в аэропорту огромен — его не сравнить с проходимостью любого магазина в центре города. За счёт этого цена на продукты должна быть адекватной», — уверен эксперт.

По его мнению, государство должно найти золотую середину в вопросе ценообразования в столичных воздушных гаванях — если потребуется, можно ввести и дополнительное регулирование этой сферы, считает Сычёв.

В ФАС, в свою очередь, уже предложили удерживать цены за счёт перекрёстного субсидирования — то есть за счёт других точек сети, расположенных в городе, и за счёт использования совокупных ресурсов компании.

Рейтинг стоимости обедов в кафе аэропортов сориентирует потребителей

Впрочем, арендные ставки эксперты считают основной причиной завышения цен на аэровокзалах: если ФАС удастся договориться с арендодателями об установлении приемлемой цены на съём торговых площадей, продукты питания в кафе аэропортов подешевеют, заявил проректор по инновациям социальной сферы РГСУ Виктор Калинин. «Это не рыночный, а скорее административный механизм, однако у ФАС есть такие полномочия: закон о защите конкуренции предусматривает выдачу соответствующего предписания, при выполнении которого стоимость обедов в воздушных гаванях будет снижена», — отметил он.

В Общероссийской общественной организации по защите прав туристов и вовсе считают, что регулированием цен в аэропортах должно заняться Правительство. «Необходимо постановление на уровне кабмина, которое в первую очередь отрегулирует стоимость аренды торговых площадей», — полагает председатель организации Роман Бобылев. А вот антимонопольный экономист Вадим Новиков, напротив, не видит в сложившейся ситуации повода для госрегулирования. «Это как пытаться установить стоимость пива в мини-баре пятизвёздочного отеля», — полагает он.

В любом случае, до окончательных итогов масштабной проверки ФАС делать какие-либо выводы законодатели не будут. «В зависимости от результатов исследования мы будем думать о возможностях по регулированию этой сферы», — пояснил депутат Дмитрий Юрков.

А пока в стране появится рейтинг по ценам на продукты в аэропортах. «Мы планируем создать усреднённый реестр, наподобие известного «индекса бигмака», — рассказал зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Благодаря рейтингу, гражданам будет проще сориентироваться в ценовой политике воздушных гаваней».