Только за последние десять лет в стране прекратили деятельность более 250 региональных торговых сетей. В дальнейшем тенденция может лишь усугубиться — федеральные ретейлеры на местных рынках нередко становятся монополистами за счёт искусственного снижения цен на продукты. Исправить ситуацию призван законопроект «О демпинге», который разрабатывается членом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрием Юрковым.

От заниженных цен в супермаркетах в итоге страдает потребитель

Федеральные ретейлеры, обладающие значительной финансовой устойчивостью, могут продавать в регионах товары по ценам ниже закупочных.

«Понятно, что местные торговые сети не могут позволить себе этого. Законопроект запрещает поставки и продажу в торговых сетях товаров по ценам ниже их себестоимости», — рассказал на пресс-конференции в «Парламентской газете» Дмитрий Юрков.

От заведомо сниженных цен на товары в крупных супермаркетах местные покупатели выигрывают только в краткосрочной перспективе — после ухода с рынка местных сетей стоимость продуктовой корзины граждан растёт. Так, к примеру, произошло в селе Байкалово Свердловской области, где в 2016 году минимальный набор продуктов стоил дороже всего по стране — 3181 рубль, напомнил парламентарий. Естественно, если в населённом пункте нет конкуренции, ретейлеру не приходится делать скидки и бороться за покупателей.

ДМИТРИЙ ЮРКОВФОТО: ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ

«Поэтому в долгосрочной перспективе от демпинга федеральных сетей страдают и сами граждане», — отметил Юрков. Депутат убеждён: если не запретить демпинг со стороны федеральных торговых сетей в регионах, число «средних» игроков на рынке будет сокращаться. 

Впрочем, спасать региональные сети и местных производителей административными инструментами законодатель не намерен — это приведёт к дискриминации рынка ретейла.

«Условия должны быть одинаковыми для всех, а регулирования ценообразования не будет. Но при этом необходимо исключить для федеральных сетей возможность иметь преференции. Речь идёт о демпинге крупных ретейлеров, который приводит к свёртыванию региональных торговых сетей и ограничению доступа к прилавкам для местных производителей», — пояснил Юрков. 

ИРИНА КАНУННИКОВАФОТО: ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ

Эксперты опасения законодателя отчасти разделяют. Как только федеральный игрок приходит на местный уровень, он приводит стандартизированный ассортимент, к которому нужно приспосабливаться и региональным производителям, и потребителям, пояснила свою позицию финансовый аналитик Ирина Канунникова.

«Причём местным товаропроизводителям подстроиться под стандарты крупных ретейлеров сложно», — указала она.

Продовольственные сети хотят дифференцировать

Другие аналитики считают инициативу избыточной: по мнению антимонопольного экономиста Вадима Новикова, сложившаяся в регионах ситуация лишь показывает, как работают механизмы конкуренции.
 
«Безусловно, какие-то торговые точки разоряются — в первую очередь те, которые не выбирают потребители. Что же касается установления монопольно низкой цены, то эта практика и так карается десятой статьёй Закона «О защите конкуренции», — напомнил эксперт.
 
При этом, по его словам, все крупные торговые сети вместе взятые не удовлетворяют антимонопольным критериям доминирующего положения — их доля на российском рынке не превышает 30 процентов.
 
«Поэтому нынешняя ситуация является здоровой», — считает экономист.
 
ВАДИМ НОВИКОВФОТО: ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ
 
Однако депутат Дмитрий Юрков уверен, что с течением времени число федеральных ретейлеров будет только расти. В этой связи он также предложил ввести дифференциацию торговых сетей в зависимости от выручки. Порог заработка малых сетей законодатель считает нужным установить на уровне четыре миллиарда рублей в год; средних — от четырёх до 40 миллиардов рублей; крупных — свыше 40 миллиардов рублей.
 
«Такое разделение даст новый взгляд на российский бизнес, государство будет знать, сколько игроков разных категорий присутствует на рынке», — пояснил парламентарий. 
 
Сейчас законопроект «О демпинге» находится на стадии доработки: к процессу обсуждения документа подключатся федеральные ретейлеры, антимонопольная служба, региональные торговые сети и производители. При этом, прогнозирует Юрков, «дискуссия не будет быстрой» и в осеннюю сессию законопроект уже может быть внесён в нижнюю палату.