Новый орган будет создан Федеральной антимонопольной службой (ФАС) совместно с МВД, ФСБ и Следственным комитетом при участии Генпрокуратуры. Такое поручение дал президент Владимир Путин. До 1 октября ФАС и силовики должны разработать общую программу выявления и пресечения картелей. А правительство в тот же срок – подготовить проекты, ужесточающие уголовную и административную ответственность за создание картелей и деятельность, связанную с ними.

Экономика все больше картелизируется, предупреждала ФАС в докладе о состоянии конкуренции за 2016 г. При ежегодных закупках государства и госкомпаний более чем на 30 трлн руб. ущерб от сговоров на торгах можно оценивать в сотни миллиардов рублей, указывала ФАС, а от всех картелей он может достигать 1,5–2% ВВП. Ежегодно выявляется все больше картелей – в 2016 г. из 692 дел об антиконкурентных соглашениях 330 дел касалось именно картелей (на 18% больше, чем в 2015 г.), 80% дел устояли в суде. Почти в 80% этих картелей участвовали чиновники – это специфическая черта России, указывала ФАС, и таких дел все больше. Картели были на тысячах торгов (см. график), участвовали в них десятки компаний. Чаще всего они связаны с гособоронзаказом и строительством.

Правда, борется ФАС в основном с соглашениями малого и среднего бизнеса – против него было возбуждено 77% дел и 95% дел о картелях на торгах. ФАС должна отличать картельные сговоры от рыночных ситуаций, например связанных с ростом цен из-за неурожая, считает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков.

Картели на торгах стали получать признаки организованных преступных группировок, предупреждала ФАС (см. врез). Органы же внутренних дел пока плохо справляются с их выявлением – за 2016 г. они обнаружили только три картеля и возбудили три уголовных дела, писала ФАС, при этом ни одно не попало в суд.

Теперь число уголовных дел вырастет, ждет руководитель антимонопольной группы Art de Lex Ирина Акимова. Именно для этого ФАС нужен коллегиальный орган, считает она, следственным органам не хватает квалификации для расследования антимонопольных нарушений, поэтому сейчас они часто прекращают дела. ФАС сможет получить еще более широкий доступ к материалам оперативно-розыскной деятельности и изначально выявлять картели вместе с силовиками – на основе одних и тех же дел сначала расследовать картели, а затем уже возбуждать уголовные дела, говорит партнер GLBP Николай Вознесенский. Сейчас эти процессы не всегда взаимосвязаны и часто сведений ФАС для возбуждения уголовных дел недостаточно, отмечает он. Иногда это мешает ФАС и в судах – например, по рыбным картелям в 2013–2014 гг. единственное дело, устоявшее в суде, было то, в котором на начальной стадии была привлечена ФСБ, вспоминает Вознесенский.

Но в целом создание такого органа вряд ли поможет борьбе с картелями, скептичен Новиков, у самой ФАС и без того достаточно полномочий – например, она может проводить рейды (в 2016 г. их было 58. – «Ведомости»), и уже сейчас ФАС получает данные от силовиков. К тому же служба добилась ужесточения наказания для компаний, которые препятствуют проверкам, а это основной способ получить доказательства – штраф будет увеличен до 0,5–1%. А для компаний, которые вторыми и третьими сознаются в картеле, напротив, наказание будет снижено с 10 до 1–4% годовой выручки.