1 июня 2022 года вступила в силу утвержденная
правительством РФ внеочередная индексация железнодорожного тарифа на 11%,
которая затронула перевозку всех грузов, кроме продовольственных товаров,
импортных потребительских товаров, а также минерально-строительных грузов. При
этом очередная индексация была проведена в конце прошлого года и
предусматривала повышение тарифа на 5,8%. Предполагается, что индексация
тарифов позволит РЖД выполнить инвестиционную программу и расширить возможность
перевозки грузов на восточном направлении (Транссиб и БАМ), которое в новых
условиях видимо и будет основным направлением российского экспорта.
Однако дискуссия об индексации тарифов не завершилась
даже внутри самого правительства. На Петербургском международном экономическом
форуме замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов высказал мнение,
что металлургической отрасли, за развитие которой его министерство и отвечает,
сложно платить за перевозку по новому тарифу, и эту проблему нужно решать путем
поиска других источников финансирования расходов РЖД, например, за счет
государственной субсидии на перевозку продукции металлургии, которой они были
лишены совсем недавно, в августе 2021 года.
В смысле необходимости снизить тарифы для металлургов
можно понимать и сделанное незадолго до вступления в силу нового тарифа
поручение президента РФ Владимира Путина обновить стратегию развития
металлургической отрасли до 2030 года и позаботиться о "стыковке"
потребностей металлургов и РЖД.
Как могла бы выглядеть эта "стыковка"? На это
стоит смотреть с точки зрения рядовых граждан, чьи интересы и должны быть
главным мерилом государственной политики. Металлурги и железнодорожники, без
сомнения, важны, но они лишь часть огромного населения страны.
Что же мы увидим с такого угла? Инвестиционная программа
РЖД, вероятно, будет реализована вне зависимости от того, как будет решен
вопрос с металлургами. Так, Владимир Путин отмечает, что развитие восточного
направления "должно идти опережающими темпами", а Виктор Евтухов
говорит не о сокращении инвестиционной программы РЖД, а о необходимости поиска
для нее "других источников поддержки". Отсюда следует прийти к
выводу, что по всей видимости РЖД в любом случае получит запланированные
средства для финансирования инфраструктурных проектов. В конце концов, речь
идет не столько о планах ОАО РЖД, сколько о планах его единственного акционера,
правительства РФ.
Так что реальный вопрос не в том, какие инвестиции будет
делать РЖД, а в том, кто за это заплатит: металлурги наравне с другими
грузоотправителями или налогоплательщики? Вклад налогоплательщиков может быть
оформлен и как целевая субсидия металлургам, и как компенсация недостающих
доходов РЖД - для конечного результата это несущественно.
Прежде всего, обратимся к сумме, о которой идет речь. По
оценкам Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры,
повышение тарифов увеличит нагрузку на металлургов на 13 млрд рублей, что
составляет немногим менее 10% от общего увеличения тарифной нагрузки, которое
оценивается в 142 млрд рублей в данном году. Для сравнения - по данным
Росстата, прибыль металлургических компаний в январе - ноябре 2021 года
составила 2,4 трлн рублей. Иными словами, дополнительная нагрузка составит
всего 0,5% от прибыли прошлого года (даже не выручки).
Отсюда едва ли можно предполагать, что речь идет о
деньгах, которые действительно критичны для металлургической отрасли, даже если
делать поправку на менее благоприятные условия деятельности. Собственно, с этим
не спорят и сами металлурги. Так, гендиректор УК "Металлоинвест"
Назим Эфендиев заявил на полях ПМЭФ, что взимаемый РЖД тариф не настолько
существенен, как суточная ставка аренды вагонов, которую взимают частные
перевозчики, а также некоторые другие элементы транспортных затрат (стоимость
перевалки в портах и т.д.).
При этом и затраты на транспорт в целом, для которых
тарифы РЖД лишь часть, металлурги не рассматривают как главную проблему на
данный момент. Обсуждая возможность убытков в данном году, они выделяют в
качестве главных факторов сильный рубль и высокие налоги.
Публичная отчетность компаний позволяет понять, почему
это так. Так, в 2021 году все транспортные расходы "Норильского
никеля" (лидер в цветной металлургии) составили 2,7% от себестоимости
продукции, у "Евраза" (лидер в черной металлургии) - 6,2%.
Тариф РЖД в этом контексте важен не столько экономически,
сколько политически. Это один из компонентов затрат, которая устанавливается в
рамках политического процесса.
С учетом сказанного едва ли можно утверждать, что сумма,
о которой идет речь, "нужнее" собственникам металлургических компаний
(речь ведь не о поддержании доходов их работников), чем налогоплательщикам,
которые в альтернативном сценарии будут платить субсидию.
При этом металлурги являются б о льшими бенефициарами
инвестиционной программы РЖД, чем любой обычный россиянин. Металлурги, по
данным "Русской стали", уже переориентировали экспортные поставки в
Азию, и доля таких поставок выросла с недавних 10-20% до 50%. Отсюда видим, что
если отложить уже рассмотренный аргумент возможной нуждаемости металлургов в
связи с повышением тарифов, есть и другой аргумент в пользу того, что именно
отрасль должна платить за создание инфраструктуры - она будет ее пользователем
(в данном случае будущим).
Подведем итоги. Текущую политику государства в отношении
металлургов сложно назвать последовательной. Сначала в короткий срок были
отменены субсидии и повышены тарифы, и одновременно с этим раздаются голоса из
высоких кабинетов о слишком непомерном грузе на производителей и возврате
субсидий. Прибыль металлургов оценивается то как слишком высокая и подлежащая
изъятию, в том числе за счет высоких антимонопольных штрафов, то как
находящаяся под угрозой и делающая штрафы несвоевременными. Транспортный тариф
в этом контексте второстепенен в сравнении с необходимостью дать
металлургическим компаниям возможность существовать в стабильной экономической
и регуляторной среде и планировать, подобно Моисею, перенос своей прибыли с
"тучных годов" вроде 2021 года на "голодные годы" вроде
2022 года.
Автор - старший научный сотрудник РАНХиГС при президенте
РФ