Теплые пожелания Дмитрия Медведева в адрес пенсионеров, которые прозвучали после премьерского же «денег нет», получили крайне холодный прием. По объективным меркам, премьер превзошел ожидания: наши политики не балуют избирателя человеческими жестами.

Но отчего же тогда не политические дивиденды, а смех и раздражение? Премьера, видимо, подвело то, что вспомнить о чувствах он решил не вовремя. «Денег мало, а любить людей нужно много» – так объяснял когда-то Ельцин назначенному после дефолта 1998 года социальному вице-премьеру Валентине Матвиенко суть ее работы. Тогда, как и сейчас, возникало естественное сомнение: что же первично, любовь или «нет денег»?

Тем более что всем известно: «денег нет» – это лишь метафора, образное и неточное описание того, что чиновники решили потратить наличные деньги на кого-то еще, кого, можно предполагать, они любят больше, и не в последнюю очередь на самих себя. Одно дело – плёсские библиотеки, которых преследует прокуратура за трату 28 тысяч рублей на непредусмотренные уставами библиотек чаепития с плюшками. Другое дело – сама прокуратура, которая может потратить 200 тысяч рублей на 50 наборов из шести стопок, хотя в законе о прокуратуре о стопках, конечно, ни слова. Каждому свое!

Вот почему к разговору о чувствах высшие чиновники смогут с чистой совестью вернуться только тогда, когда разберутся с тратами на себя. Символически и практически наиболее показательным было бы сокращение администрации президента РФ.

Администрация президента РФ является органом, который призван помогать президенту РФ в его деятельности. Но сколько именно президенту нужно ассистентов?

Существо работы президента описано в статье 80 Конституции. Не принадлежа к одной из трех ветвей власти, он обеспечивает их «согласованное функционирование и взаимодействие», определяя в установленных законодательством рамках «основные направления внутренней и внешней политики государства». Для достижения этих задач Конституция дает президенту множество рычагов и механизмов, прежде всего кадровых, однако роль такова – «определять основные направления».

У президента для реализации этих задач в этом году, согласно производственному календарю, 247 рабочих дней и в предположении восьмичасового рабочего дня – примерно 2000 рабочих часов. Если понимать «основные направления» буквально как «основные направления», а Конституция, подобно письменному договору, требует буквального понимания, с этой работой президент может справиться и самостоятельно. Тем более что он работает давно и основные направления политики государства едва ли нужно каждый год определять заново.

В действительности же в Управлении внутренней политики администрации президента РФ, которое отвечает за «информационно-аналитическое и организационное обеспечение» реализации президентом полномочий по определению основных направлений внутренней политики, трудитсяпримерно 120 человек, 237 тысяч рабочих часов в год. Еще более поразительна общая штатная численность администрации – около 3000 человек. Это уже шесть миллионов часов в год.

Занять такое количество часов определением основных направлений, даже с учетом необходимости время от времени предлагать Думе кандидатуру премьера или снимать с должности представителя президента, невозможно без переопределения того, что следует считать «основным направлением».

Сколь широким стало понимание основного, можно понять, глядя на список поручений президента. В них все, что угодно: от развития спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального университета до сохранения Новодевичьего монастыря.

Связь этих поручений с мандатом президента более далека и опосредованна, чем связь плюшек с библиотечным делом. И в отличие от плюшек речь идет не о возможности потратить деньги с большей пользой, а о возможности узурпации. Каждому свое?

Обнародованная год назад хакерами из группы «Шалтай-Болтай» переписка, которая приписывается руководству Управления внутренней политики, показывает еще большее разнообразие того, что может входить в «основные направления». Это и сбор данных о личных разговорах членов оппозиции, и разбирательство дела о краже картин художника Сергея Сотова (за «кражу» картины которого судили одного из соратников Алексея Навального), и обсуждение редакционной политики РБК с гендиректором этой группы.

Мы все привыкли связывать столь активное президентство с особенностями Конституции или личными качествами конкретного президента, однако забываем, что все это опосредуется наличием у президента трех тысяч ассистентов и шестью миллионами их рабочих часов в год. Без них это был бы совсем другой президент.

Не стоит думать, что Конституция при сокращении штата оставляет нас без здравых ориентиров. Конечно, границу между «основными направлениями», «второстепенными направлениями» и конкретными мерами сложно провести абстрактно. Но в большинстве случаев она ясна. Что бы содержательного нельзя было сказать про строительство бассейна или стадиона в отдельном университете, это точно не пример основного направления политики.

Там, где граница неясна, от президента следует ожидать, чтобы он не заходил в эту серую конституционную зону. Вопрос, как понять, совершился ли подобный заход или еще нет. Философ права Джереми Уолдрон напоминает, что если кто-то задается вопросами: «Насколько близко я должен подойти к принуждению женщины, до того как это будет считаться изнасилованием?», «Насколько активно мое содействие смерти лица должно быть, чтобы считаться убийством?» или «Насколько я могу ввести в заблуждение делового партнера, пока это не будет считаться мошенничеством?» – то он наверняка уже совершает что-то сомнительное. «Насколько широко я могу понимать свой мандат, чтобы это не было узурпацией?» – вопрос из этого же ряда. В норме президент должен оставаться в зоне, которая не дает повода ставить подобный вопрос.

Сколько же ассистентов нужно для обеспечения консервативного понимания президентского мандата? Хотя я вполне допускаю, что собственных президентских 2000 часов в год достаточно, в качестве здравой верхней планки можно обозначить количество пальцев на руках. Это то число ассистентов, с которым долгое время обходился президент более влиятельной страны. И при этом в отличие от российского подающийся в Конституции не как арбитр между ветвями власти, а как глава одной из ветвей.

Изначально президенты США, если хотели чьей-то помощи, платили ассистентам из собственной заработной платы. Только в 1857 году Конгресс США выделил государственные деньги для оплаты труда одного персонального секретаря президента.


В 1929 году Конгресс согласился добавить еще две ставки секретарей и одну ставку персонального ассистента. В 1937 году комиссия сторонников президента Франклина Рузвельта публикует доклад: «Президенту нужна помощь. Ему необходимо предоставить несколько ассистентов… эти ассистенты, чье число может не превышать шесть человек, будут в дополнение к существующим секретарям, имеющим дело с Конгрессом, прессой и радио». Не без труда уже в следующем году президент США получает дополнительные шесть ставок.

Из истории США ясно, что президент большой страны с большими амбициями может работать и с одним ассистентом, и с тремя, и с девятью и что в большой стране каждая из палат парламента может обсуждать разницу между этими количествами по нескольку дней. Только при таком бережном отношении к интересам налогоплательщиков и «денег нет», и «хорошего настроения» будут приняты с пониманием.