Стоимость подсолнечного масла и сахара начала снижаться на фоне соглашения производителей и продавцов этих товаров. По крайней мере, об этом отчитался глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Договоренности о нормализации цен заключили в среду. В течение пяти дней, по словам министра, указанные продукты в рознице подешевеют до установленных лимитов: литр масла обойдется не дороже 110 руб., килограмм сахара — 46 руб. Как на практике будет выглядеть это соглашение? И выиграет ли от этого потребитель? Разбирался Григорий Колганов.

Соглашение о стабилизации цен вроде бы собирались подписать в пятницу, но, видимо, решили успеть к пресс-конференции президента, чтобы он мог торжественно сообщить населению: оно обязательно найдет в магазинах продукты по доступной цене. В соцсетях уже шутят: неужели коктейль из масла с сахаром — это теперь основа здорового рациона россиян?

Но и серьезных вопросов остается немало: например, значит ли это, что теперь все масло на полках будет по одной цене? Или снизится стоимость только премиальных брендов? А, может, наоборот, бюджетные категории подтянутся к установленным лимитам? Наконец, не исчезнет ли дешевый товар через несколько минут после появления на прилавках? “Ъ FM” спросил об этом главу Ассоциации компаний розничной торговли Сергея Белякова. Еще в понедельник у него не было ответов, но сейчас появились: опасения, скорее всего, напрасны, хотя локальный дефицит исключать нельзя. «Российское масло с определенными характеристиками будет стоить не выше 110 руб. в рознице.

Это не значит, что более низкие цены подтянутся под установленный предельный размер. Набор характеристик исключает вероятность понижения цены для продукции, которая объективно дороже стоит.

Продукция по более низким ценам, очевидно, будет пользоваться более высоким спросом. Теоретически можно предположить, что она будет быстрее выбывать с полки»,— заключает Беляков.

Ритейлеры пока не подсчитывали потери от государственного регулирования цен на продукты. А вот производители продовольствия полагают, что останутся в плюсе. Правда, залогом этого будет скорее не соглашение с продавцами, а другие действия властей — заградительные пошлины на экспорт сырья. Зато стоимость, например, масла удастся удерживать минимум полгода, рассказал “Ъ FM” исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев: «Благодаря принятым правительством решениям по введению экспортных пошлин на подсолнечник в размере 30% мы рассчитываем на снижение цен на сырье порядка 25%, и это позволит нам не только на срок соглашения, в течение трех ближайших месяцев, а в течение полугода, до 30 июня как минимум, обеспечить доступный уровень цен».

Впрочем, и торговые сети вряд ли пострадают от соглашения. По крайней мере, крупнейший по выручке игрок рынка X5 Retail Group в среду сообщил, что отменяет наценку на базовые продукты вроде макарон, тушенки, хлеба и картофеля. При этом в «Магните» и «Ашане» “Ъ FM” заявили, что уже давно сделали то же самое по некоторым социально-значимым позициям, а вопросы повышения цен лучше адресовать поставщикам.

Получается, ритейлеры сейчас подают сложившуюся практику как некий широкий жест. Но осуждать их за это не стоит, считает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков. По его словам, так продавцы показывают властям, что ужесточать регулирование отрасли не нужно: «Ритейлер нередко может продавать, скажем, яйца с отрицательной наценкой, но привлекать покупателей, которые вместе с этими убыточными яйцами купят что-то, что совершенно не убыточно. Это не пиар, это, строго говоря, GR. Задача — отвести беду, не допустить более активного вмешательства государства в отрасль».

Но если социально значимые товары и раньше продавались по максимально доступной цене, то и от вмешательства государства потребители вряд ли выиграют, продолжает Вадим Новиков: «Эти продукты составляют небольшую часть потребительской корзины, следовательно, снижение цен, наценки может быть перераспределено на другие элементы.

Сетевая торговля — это треть российского потребительского рынка. Поэтому особого влияния соглашения, видимо, иметь не будут».

И еще один важный вопрос: если ограничить производителей потолком отпускной цены, как это скажется на качестве их продукции? Вероятно, не самым лучшим образом, полагает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ: «Сети заинтересованы всегда в том, чтобы по минимальным ценам закупаться у поставщиков, и конкуренция там очень жесткая между поставщиками. Поэтому, чтобы продавать, они стараются минимизировать цены, а сделать это им проще всего заменой сырья на более дешевое, упрощением технологий, снижением издержек на производственный контроль, плюс еще прибавилось в последние годы уменьшение объемов или весов стандартных упаковок».

О рыночных методах снижения цен на продукты вроде наращивания производства или субсидирования сельхозпроизводителей сейчас, кажется, вовсе забыли. Зато будет о чем поведать населению.