Верховный суд РФ признал недействительной статью 7-1 городского закона о ГУПах, по которой государственные унитарные предприятия Петербурга имели право вне конкурса получать госзаказы в сфере питания, транспорта, украшения города к праздникам и многое другое. Петербургское управление ФАС добивалось этого шесть лет.

Руководитель регионального УФАС России Вадим Владимиров рассказал, что деятельность ГУПов подрывает основы конкуренции в городе, так как эти предприятия получают самые престижные заказы в самых важных сферах.

- На деле конкурентные городские сферы услуг отданы на откуп ГУПам, - рассказал он, - это такие же субъекты хозяйственной деятельности, правда, извлекающие прибыль без торгов и находящиеся в привилегированном положении. Из-за них в некоторых сферах не формируется никакого конкурентного рынка. Расценки на услуги

ГУПов часто раза в два выше рыночных, а это повышение налоговой нагрузки и удар по карману потребителя при снижении качества услуг.

Нарушения закона о защите конкуренции в Петербурге выявили еще в 2011 году и выдали предписания губернатору устранить нарушения, однако последовали многочисленные обжалования, потом ФАС пыталась добиться от градоначальника исполнения предписания снова, а от ЗакСа - принятия изменений в закон о ГУПах. Чтобы добиться изменений, ФАС потребовалось шесть лет. И эта победа позволяет антимонопольщикам надеяться на положительные изменения на городских рынках.

Примеры по городу показывают, что ГУПы внедряются именно на рынки, где коммерческие структуры могли бы гармонично развиваться за счет законов справедливой конкуренции. Например, официальные делегации обслуживает ГУ "Управление гостиничного хозяйства при администрации губернатора Санкт-Петербурга", общественное питание на мероприятиях органов власти обеспечивает ГУП "Комбинат питания "Смольнинский", телекоммуникационные услуги органам госвласти оказывает ГУП "АТС Смольного" и "Информационно-аналитический центр", похоронами людей без родственников занимается ГУП "Ритуальные услуги". А украшает город к разным

Рынок печатных СМИ Петербурга попал под каток властей

праздникам ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления". Оценивать имущество в тех случаях, когда эта оценка обязательна, имеет право только ГУП "ГУИОН", в то время как городской рынок оценщиков недвижимости богат и выбор есть. Отдельно внимание антимонопольщиков направлено на "Городской центр управления парковками", который является исключительным оператором всех платных парковок в городе. Дело в том, что при преобразовании из ГУПа в ГКУ расходы на содержание этого учреждения выросли в 11 раз.

Параллельно антимонопольщики добиваются расторжения договора заксобрания с ГУП "Смольнинское" стоимостью 439 миллионов рублей на транспортное обслуживание депутатов. Контракт заключен без конкурса, с единственным поставщиком услуг, что является незаконным, и это подтверждается судебной практикой, однако городских законодателей это не волнует. То же касается и контракта на 110 миллионов рублей на создание сети велодорожек, который точно так же достался без конкурса единственному поставщику. За это должностной представитель заказчика, все того же "Городского центра управления парковками", оштрафован на 50 тысяч рублей.

В противостоянии с ФАС представители Смольного и ЗакСа мотивируют предпочтение в пользу госкомпаний тем, что их услуги более качественные.

- Нам отвечали что-то вроде: как доверить частной компании новогоднее украшение, вдруг по городу поедет иностранная делегация, а елки горят через одну, - пояснил Владимиров. - Но ведь такое может случиться и у госкомпании. То же касается и перевозчиков - говорят, и транспорт у них плохой, и водители без медосмотра, и что угодно еще.

Государственным учреждениям не раз предлагали открыто выходить на торги и по конкурентной схеме получать заказы в случае победы.

- Однако нам открыто ответили, что победить с завышенными ценами у ГУПов не получится, что логично. Закон долго не меняется и не принимается явно в интересах защиты определенной группы лиц, чьи права якобы будут ущемлены. Но за привилегии этих фирм платят граждане из своего кармана, - подытожил Владимиров.

То, что уход ГУПов из этой сферы только оздоровит экономическую ситуацию, сомневаться не приходится - в городе есть несколько отраслей, где здоровая конкуренция расцвела, как только государство минимизировало свое вмешательство туда. Это прежде всего такси, сетевой ретейл, радио, образование и культура, мобильная связь. Однако антимонопольщики все еще называют Петербург конкурентным городом с неконкурентным мышлением чиновников.

Мнения

Денис Четырбок, председатель комитета по законодательству петербургского ЗакСа:

- После решения Верховного суда депутатам еще только предстоит выработать дальнейшую схему действий. Пока мы ждем мотивационной части судебного решения. Нам нужен полный спектр ответов и объяснений, почему одни доводы были приняты в суде, а другие нет. Только после этого наши законодатели смогут начать работу над внесением изменений в закон о ГУПах. Что касается уже заключенных договоров с ГУПами в его рамках, то они продолжают действовать и завершатся в срок, только если не будет отдельно прописано, что закон признается недействительным с момента принятия.

Вадим Новиков, член экспертного Совета при правительстве РФ, старший научный сотрудник РАНХиГС :

- Проблема не сводится только к ГУПам,  экономическая картина такова, что государство собирает деньги налогоплательщиков, содержит на их деньги свои предприятия, платит зарплату их сотрудникам и при этом же оказывает услуги за деньги. Такая ситуация содержит в себе конфликт интересов, когда получатель налогов или государственных денег является и производителем услуг. Это похоже на ситуацию, что вызвала громкие судебные разбирательства с московскими театрами.

Этого конфликта государство должно всячески избегать, так как обеспечивать население услугами вовсе не означает производить их самому. Это значит распределять налоговые деньги через конкурсы для поставщиков этих услуг. На мой взгляд, петербургские власти здесь действовали ошибочно, ведь они по сути забирали налоговые деньги себе. А судебное решение и борьба ФАС имеют под собой необходимую почву и являются положительным примером. Но есть еще пробелы - административный механизм тут сработал, а вот политический - нет, поэтому поправки в законопроект и пролежали несколько лет у законодателей. Кроме того, внимания ФАСа в таких ситуация явно недостаточно, нужна активная позиция граждан. Ведь даже закупку у единственного поставщика нужно обнародовать на открытых ресурсах.