Индекс жесткости=26
Использованные законы:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите конкуренции"
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014);
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014).
Категория | Подкатегория | Баллы | Комментарий |
Охват | Экстратерриториальность | 1 | Ст.
3(2) Закона о защите конкуренции (ЗЗК) предусматривает, что его положения могут
применяться к соглашениям, заключенным за пределами РФ российскими или иностранными
лицами, если они оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ. |
Санкции | Штрафы | 1 | Ст. 14.9, 14.31
– 14.33, 14.42, 19.5. Кодекса об административных правонарушениях предусматривают штрафы за
различные нарушения антимонопольного законодательства. |
Лишение свободы | 1 | Ст. 178 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность,
в том числе в форме лишения свободы, за недопущение, устранение или ограничение конкуренции в
определенных условиях. | |
Принудительное разделение | 1 | Ст. 38 ЗЗК уполномочивает суды принудительно разделять коммерческие организации, систематически злоупотребляющие доминирующим положением, а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход. | |
Частное правоприменение | Инициатива третьей стороны | 1 | В соответствии со ст. 39(2)(2) ЗЗК, заявление физического или юридического лица является одним из оснований инициирования антимонопольного расследования ФАС. |
Возмещения в пользу третьих лиц | 1 | Согласно ст. 37 ЗЗК третьи лица, понесшие убытки в связи с нарушениями ЗЗК могут потребовать восстановления нарушенных прав, а также возмещения убытков виновной стороной в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ. | |
Права третьих лиц при судебном разбирательстве | 1 | Ст. 42 ЗЗК включает заявителей в число участников антимонопольного
разбирательства ФАС. В соответствии со ст. 43 ЗЗК они имеют право, среди прочего,
знакомиться с документами по делу, делать выписки из них, предоставлять и
испрашивать доказательства и давать свидетельские показания. В соответствии с процессуальным законодательством, у них
есть похожие права и в судебном разбирательстве, если суд решит, что их права могут
быть затронуты судебным решением. | |
Уведомление о слиянии | Добровольное | 0 | |
Принудительное | 3 | Уведомление ФАС о соответствующих сделках является обязательным, в случае, если при слиянии коммерческих организаций, суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд рублей или суммарная выручка этих компаний за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд рублей. | |
Предварительное | 2 | Ст. 27-29
ЗЗК перечисляют сделки, требующие предварительного согласия ФАС. | |
По факту слияния | 0 | ||
Оценка слияния | Доминирование | 1 | Согласно
ст. 33 ЗЗК, одним из оснований отказа в одобрении сделки является, возникновение
в результате у создаваемой компании доминирующего положения на рынке. |
Ограничение конкуренции | 1 | В соответствии
со ст. 33(1)(2) ЗЗК, соответствующие сделки не должны приводить к ограничению конкуренции. | |
Общественные интересы (аргументы в пользу защиты) | 1 | В соответствие со ст.13 (1) (2) ЗЗК, сделки могут быть признаны обоснованными, если они приводят к: получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. | |
Общественные интересы (аргументы в пользу антимонопольного органа) | 1 | Приобретение акций определенных компаний, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности иностранными лицами подлежит предварительному одобрению ФАС в соответствии с ФЗ «об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение для национальной обороны и безопасности». | |
Прочие | 0 | ||
Защита экономической эффективности | 1 | В соответствие со ст.13 (1) (2) ЗЗК, сделки могут быть признаны обоснованными, если они приводят к совершенствованию производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке. | |
Доминирование | Препятствие доступу на рынок | 1 | Ст.
10(1)(4) ЗЗК запрещает компании, занимающей доминирующее положение, экономически
и технологически необоснованно сокращать предложение в случаях, когда на товар существует
спрос и его можно произвести прибыльно. |
Акты злоупотреблений | 1 | Ст. 10
ЗЗК запрещает ряд действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением. | |
Монопольные цены | 1 | Ст. 10(1)(1)
ЗЗК запрещает занимающим доминирующее положение фирмам устанавливать и поддерживать
монопольно высокие или низкие цены. | |
Ценовая дискриминация | 1 | Ст. 10(1)(6) ЗЗК запрещает доминирующим фирмам экономически или технологически необоснованно устанавливать различные цены на один и тот же товар. | |
| Хищническое ценообразование | 0 | Ст. 10 (1)(1) ЗЗК запрещает занимающим доминирующее положение фирмам устанавливать и поддерживать монопольно низкие цены, но не требует дополнительного признака устранения конкурентов. |
Поддержание цены перепродажи | 0 | ||
Входные препятствия\устранение конкурентов | 1 | Ст.
10(1)(9) ЗЗК запрещает доминирующим фирмам создавать препятствия к доступу на рынок
со стороны других субъектов. | |
Защита экономической эффективности | 1 | Ст. 13(1) ЗЗК предусматривает, что некоторые практики из
запрещенных ст. 10 ЗЗК могут быть признаны обоснованными, если они приводят к:
1) совершенствованию производства, реализации товаров или стимулирование
технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности
товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам
(выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий
(бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Однако ссылка на повышение эффективности не распространяется
на большинство практик, запрещенных ст. 10 ЗЗК. Исключениями является установление
и поддержание монопольно высоких или низких цен на товар, являющийся
результатом инновационной деятельности, необоснованное сокращение предложения, создание
дискриминационных условий и создание препятствий к доступу на рынок, а также манипулирование ценами на рынке электрической мощности. | |
Ограничительные деловые практики | Поддержание цен | 1 | Ст.
11(1)(1) и 11.1(1)(1) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к установлению цен, скидок или надбавок. |
Продажа в нагрузку и навязывание условий | 1 | Ст.
11(4)(1) и 11.1(3)(1) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к навязыванию контрагенту определенных условий, которые
невыгодны для него, включая навязывание приобретения товаров, в которых
контрагент не заинтересован. | |
Раздел рынков | 1 | Ст.
11(1)(3) и 11.1(1)(3) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к разделу рынка по территориальному принципу, объему
продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов/покупателей. | |
Сокращение производства | 1 | Ст.
11(1)(4) и 11.1(1)(4) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к ограничению или прекращению производства товара. | |
Прекращение конкуренции | 0 | . | |
Препятствия к выходу на рынок\устранение конкурентов | 1 | Ст.
11(4)(3) и 11.1(3)(3) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к созданию препятствий для доступа на рынок или
выходу с него. | |
Сговор при участии в конкурсах\мошенничество при торгах | 1 | Ст.
11(1)(2) и 11.1(1)(2) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. | |
Отказ от поставок | 1 | Ст.
11(1)(5) и 11.1(1)(5) ЗЗК запрещают соглашения или согласованные действия, которые
приводят или могут привести к отказу заключать договоры с определенными
продавцами или покупателями. | |
Защита экономической эффективности | 1 | Ст. 13(1) ЗЗК предусматривает, что некоторые ограничительные
практики могут быть признаны обоснованными, если они приводят к: 1) совершенствованию производства, реализации товаров или стимулирование
технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности
товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам
(выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий
(бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. Однако данная ссылка на повышение эффективности применима
только в отношении ограничительных практик, не упомянутых напрямую в ст.
11(2-4) и 11.1 |